«БЫТИЕ И НИЧТО»

«БЫТИЕ И НИЧТО» — философский трактат Ж.-П.Сартра. «Опыт феноменологической онтологии», как указано в подзаголовке трактата, был написан в 1943 г. Своеобразие этого произведения определяется особенностями экзистенциализма, которому присущ лирико-исповедальный характер, афористичность, отсутствие логически завершенной системы. В экзистенциализме стирается грань между философией и литературой.

Композиция «Бытия и ничто» определяется понятиями, которые стали ключевыми: первая часть — понятие Ничто, вторая — «Для-себя», третья — «Для-Другого» и четвертая — Свобода. Философия Сартра формировалась под влиянием феноменологии Гуссерля и Хайдеггера. Сартру была близка идея интенциональности, согласно которой «сознание есть всегда осознание чего-то». Это значит, что объекты есть, они существуют, но они не есть сознание. Это и есть «Бытие-для-Себя». С другой стороны, это означает, что сознание утверждает себя как отличие от объекта, то есть Ничто. Ничто, по Сартру, не существует вне бытия. Ничто — сама сущность бытия. В основе познания — отрицание; понятие объекта выводится из его отличия от сознания. С помощью отрицания «для-себя» утверждает свое отличие от вещи и определяет познание как «способ бытия». Так, например, желтизна лимона — это не способ понимания лимона—она и есть лимон, как и другие качества, всегда в связи с целым, всегда целое. Любое качество бытия и есть бытие. Таким образом, «для-себя», отрицая себя, становится утверждением «бытия-в-себе», реально присутствующего. Сартр настаивает, что познание открывает абсолютное и истинное, но истина «человечна», познание отсылает «меня ко мне», то есть к Ничто, к сознанию, без которого Бытие не осуществляется. Внешний мир соотносителен внутреннему, считает Сартр. В феноменологии он видел средство преодоления традиционной коллизии духа и сознания. Человеческая реальность определяется Сартром как «бытие-для-себя». Это понятие подразумевает существование бытия «другого». Сартр устанавливает отношения структуры сознания с «другим» по аналогии отношения «для-себя» и бытия. Если «другой» существует, то необходимо, чтобы «я» не был бы «другим», и это отрицание утверждает мое бытие. Одновременно такой отрыв от «другого» делает возможным появление «другого», возможность того, что он есть. Такое сознание «для- себя» пронизывается понятием ничто — осознанием угрозы поглощения этим «другим». Объективизация «другого» — это способ самозащиты. С помощью взгляда «другой» определяет мое бытие. Следовательно, единство с «другим» невозможно: проект воссоединения обусловливает неизбежный конфликт, предполагает посягательство на «другого». «Другой» в онтологии Сартра принадлежит миру враждебных феноменов; он — вовне, он — отрицание моего индивидуального сознания. Поэтому, такие понятия как любовь и дружба отрицаются в философии и художественном творчестве Сартра, а идея пьесы «За закрытой дверью» иллюстрируется емким афоризмом: «Ад — это другие».

Все рассуждения Сартра в «Бытии и Ничто» упираются в вопрос о свободе. Недаром он назвал свой труд произведением о свободе. Нет действия без мотива, всякое действие интенционально. Сознание — это отрицание, свободный выбор, это сама свобода. Сознание свободы проявляет себя в тревоге, в тоске. «Тоска» означает, что человек отрицанием отделен от сущности, так как сущность — это бытие «для-себя», действие всегда превосходит эту сущность. Свобода, по Сартру, безусловна, так как «существование предшествует сущности». В этом утверждении — отповедь детерминизму. Свобода, в онтологии Сартра, подразумевает автономию выбора, отличаясь от определения классической философии как отождествления с «достижением целей». Свобода возникает благодаря столкновению с сопротивляющимся миром. Любое вмешательство извне — суд «другого» или какая-либо надличная инстанция — грозит ограничить, умертвить свободу, сущность человека. Свобода тотальна и бесконечна, человек «приговорен» к свободе. Переживание абсолютной свободы сопровождает осознание абсурдности мира. Экзистенциальная личность «заброшена» в мир, одинока и лишена поддержки, а потому вынуждена заняться поисками смысла в себе и вне себя. Свободный выбор, по Сартру, обусловливает ответственность экзистенциальной личности перед собой, перед «структурой индивидуального сознания».

«Бытие и ничто» является опосредованным выражением духовного климата XX века: культ индивидуального сознания, картина тотального отчуждения, культ свободы и возрастающее сознание ответственности.

Лит.: Андреев Л.Г. Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994.

В.В.Шервашидзе