«БЫЛОЕ И ДУМЫ»

«БЫЛОЕ И ДУМЫ» — книга А.И.Герцена. Жанровая природа книги синтезировала черты автобиографического романа и исторической хроники, мемуаров и публицистики, литературных портретов и беллетристических новелл. По словам самого автора, «это не столько записки, сколько исповедь, около которой, по поводу которой собрались там-сям остановленные мысли из дум». Первые пять частей книги сюжетно едины: «Детская и университет», «Тюрьма и ссылка», «Владимир-на-Клязьме», «Москва-Петербург-Новгород», «Париж-Италия-Париж». Единство повествования подчеркивает и общая трагическая развязка — крах политических иллюзий, крушение домашнего очага, смерть жены
— Натальи Александровны. Шестая часть («Англия») хронологически и тематически продолжает повествование. Содержание и поэтика циклизованных очерков двух заключительных частей отразили события жизни и мировоззрение автора в эпоху 1860-х гг.

Творческая история книги начиналась с «мемуара о своем деле» — Герцен «принялся было писать» друзьям о трагических событиях семейной жизни. Вскоре на смену мемуару пришла развернутая автобиография, в которой «все старое, полузабытое воскресало». Но и эти рамки оказались тесны для будущего широкого полотна общественно-исторической жизни России и Европы, каким предстала книга Герцена перед читателем в своем окончательном виде. Работа длилась пятнадцать лет и проходила в три этапа. Первоначальная редакция первых пяти частей создавалась с осени 1852 по весну 1855. Дополнительные главы ч.IV и V и основные главы ч.VI, объединенные темой «Лондон и эмигранты не русские»
— с конца 1856 до 1858. После большого перерыва Герцен написал ч.VIII и основные главы ч.VII (конец 1865—1867 гг.). Однако последовательность написания не совпадает с хронологией публикации. Первая редакция первых пяти частей книги публиковалась в 1854—1857: сначала отдельным изданием вышла ч.II «Тюрьма и ссылка» (1854 г.), дальнейшие публикации — в «Полярной Звезде».

Сочетание в творческой манере Герцена теоретического и художественного начала одним из первых отметил В.Г.Белинский («Взгляд на русскую литературу 1847 года»), основываясь на материале повестей 40-х гг. Реалистический метод Герцена в «Былом и думах» отразил приверженность автора к философским размышлениям и обобщениям, к специфическому соотношению между подлинностью жизненного материала и его творческим преломлением. Аналитические размышления, промежуточные итоги, обобщения, как и портретные зарисовки, сцены, диалоги определяют поэтику книги. Особенность стиля Герцена, по верному наблюдению Л.Я.Гинзбург, в том, что авторская мысль, «разворачиваясь, становится предметной, подробной, ветвится, уходит в сторону, но у нее есть крепкий и живой ствол, из которого она вырастает».

Исторический смысл своих воспоминаний Герцен определил так: «Тут все принадлежит не моей биографии, а биографии рода человеческого». При этом наиболее отчетлива в книге тема семьи, в значительной мере определяющая ее художественную структуру. Первооснова замысла — поиск коренных причин свершившейся семейной драмы — густо оплетена рассказами о семьях Огарева, Кетчера, Боткина, Энгельсом и другими историями неудачных, драматических опытов построения семьи на новых, равноправных началах. Идея «отражения истории в человеке» перенесла акцент с узколичных подробностей на мрачные события, перевернувшие судьбы не только отдельных людей, но и народов. В записках «русского скитальца» обозначена веха, разделившая жизнь на две половины: 1848 год. «В памяти одни печальные образы, собственные и чужие ошибки — ошибки лиц, ошибки целых народов».

Книга Герцена «Былое и думы» открыла новые пути развития художественной автобиографии в русской литературе, предопределив «Историю моего современника» В.Г.Короленко и автобиографическую трилогию М.Горького.

В 1981 г. по мотивам отдельных глав «Былого и дум» в Московском Драматическом театре имени Станиславского поставлен спектакль «Исповедь». По сценарию И.Ольшанского режиссером Л.Елагиным снят семнадцатисерийный телевизионный спектакль «Былое и думы».

Лит.: Гинзбург Л.Я. «Былое и думы» Герцена. Л., 1957; Бабаев Э.Г. Художественный мир Герцена. М., 1981; Елизаветина Г.Г. «Былое и думы» А.И.Герцена. М., 1984; Герцен — мыслитель, писатель, борец. М., 1985; Лето¬ пись жизни и творчества А.И.Герцена. Т.1—4. М., 1974— 1987.

М. И. Шербакова