«БУКОЛИКИ» и «ГЕОРГИКИ»

«БУКОЛИКИ» («Bucolica») и «ГЕОРГИКИ» («Georgica») — произведения П.Вергилия Марона. Первое написано между 42 и 39 гг. (по более совре­менной датировке в 35 г.); второе — около 29 г. до н.э.

«БУКОЛИКИ» — сборник из десяти пастушеских стихотворений (жанр эллинистической поэзии, наи­более выдающимся представителем которого был Феокрит; их тематика—любовь, поэзия, космология (6-я эклога о Силене); однако тематика цикла выхо­дит за традиционные рамки: в первом стихотворении сборника (разговор пастухов Титира и Мелибея) речь идет об аграрной катастрофе, согнавшей прежних владельцев земли с насиженных мест («бог»-Август, не названный по имени, спасает задумчивого Титира от общей судьбы). Четвертая эклога посвящена рож­дению младенца, знаменующему наступление золо­того века (существует богатая традиция ее истолко­ваний, в том числе и христианская); пятая эклога за­трагивает связь между живыми и мертвыми (состяза­ние певцов в честь умершего певца Дафниса); деся­тая посвящена другу Вергилия знаменитому элегиче­скому поэту Корнелию Галлу, прославляет любовь и поэзию. С композиционной точки зрения, книга, со­ стоящая из десяти самостоятельных эклог, обладает внутренней замкнутостью; нечетные эклоги написа­ны в диалогической форме, четные — либо как еди­ное целое, либо распадаются на две части (8-я эклога — посвящение Поллиону и две примерно одинако­вых по объему песни). Вторая половина сборника обрамлена эклогами, посвященными Галлу. Язык и стиль отличаются совершенством и тщательностью отделки: Вергилий использует все технические до­стижения гекзаметрической поэзии (прежде всего неотериков, в т.ч. Катулла), чтобы создать произве­дение высокой степени совершенства.

«ГЕОРГИКИ» (дидактический эпос о земледе­лии) опираются на иную поэтическую традицию, восходящую к эпической дидактике эллинистиче­ской (Арат) и архаической эпохи («Труды и дни» Гесиода — главный прототип произведения; впослед­ствии эта «обратная хронология» завершится обра­щением в «Энеиде» к родоначальнику поэзии Го­меру). Они состоят из четырех замкнутых книг, каж­дая из которых посвящена отдельному предмету: со­ответственно 1-я — земледелию; 2-я — разведению деревьев, 3-я — скотоводству и 4-я — пчеловодству. Эпос посвящен Меценату, с обращения к которому он и начинается (подобными обращениями начи­наются также 3 и 4 книги). Литературная техника и композиционное строительство требуют более слож­ных решений, чем первый сборник; поэтому части книг выделяются экскурсами (например, похвала Италии и похвала весне, обрамляющие вторую часть второй книги). Финал 3-й книги пессимистичен: изображение коровьей чумы (подобно финалу 6-й книги «О природе вещей» Лукреция). Тема последней книги — смерть и возрождение семейства пчел — дают повод для грандиозного финала: мифологиче­ского повествования об Аристее и об Орфее и Евридике (один из знаменитейших текстов Вергилия, с которым безуспешно соревновался Овидий в «Ме­таморфозах»).

Эти произведения оказали влияние на соответст­вующие жанры европейской поэзии. Кальпурний посвящает одну из своих эклог апофеозу Вергилия. Буколический жанр был популярен и в средние века, и в эпоху Ренессанса (Петрарка, Боккаччо). Сказы­вается его влияние и на французской поэзии (Ронсар, Фонтенель, Андре Шенье), и на немецкой (Гесснер), и на английской («L’Allegro» и «Il Penseroco» Милтона). В России воздействие жанра можно про­следить в поэзии М.В.Ломоносова («Полидор») и М.Н.Муравьева. Не меньше и влияние «Георгик», которые М.Л.Гаспаров считает высшим достижени­ем Вергилия: правда, оно более сказалось на латин­ской словесности Европы. Из произведений на но­вых языках отметим «Времена года» Джеймса Томсона.

Лит. см. литературу к статье «Энеида».

А.И.Любжин