«БЕСПЛОДНАЯ ЗЕМЛЯ»

«БЕСПЛОДНАЯ ЗЕМЛЯ» («Пустая земля» — «Тhe Waste Land») — поэма Т.С.Элиота. Опубликована в 1922 г. Наряду с «Улиссом» Джойса «Бесплодная земля» стала своеобразным эталоном поэтики «высокого модернизма», для которой характерно соединение мотивов мифа, «просвечивающих» сквозь события современности, многозначность символических образов, усложненная языковая ткань, монтажный (нелинейный) способ композиции. В этом смысле является ключевым произведением XX века, на многие десятилетия вперед предуказавшим пути развития мировой поэзии и прозы. «Бесплодная земля» была написана не в малой степени под воздействием культурологических идей американского поэта Эзры Паунда, который мечтал радикально модернизировать англоязычную поэзию, лишив ее позднеромантической легковесности и наивной чувственности.

Первоначально поэма представляла собой, по признанию автора, «мешанину хороших и плохих пассажей». Тот же Паунд, выступивший редактором Элиота, сильно сократил поэму, придав ей емкость развернутого символа. Ряд изъятых фрагментов автор позднее переработал в отдельные стихотворения. Фундаментальный мотив поэмы — древний сюжет скитаний-поиска высших нравственных ценностей. В основе элиотовского произведения лежит легенда о Святом Граале, интерпретированная английской фольклористкой Д.Уэстон в книге «От ритуала к рыцарскому роману». У Уэстон поэт позаимствовал основные смысловые узлы: оппозицию бесплодия — плодородия, заклятия — наказания бесплодием, образ Царя-Рыбака, известного по циклу сказаний о чаше Грааля. В поэме также использованы мотивы другого труда по фольклористике — «Золотая ветвь» Д.Фрезера. Обосновывая бытование древних мифов в современной литературе (имея в виду, разумеется, и свою поэму), Элиот писал: «Использование мифа, проведение постоянной параллели между современностью и древностью… есть способ контролировать, упорядочивать, придавать форму и смысл тому безбрежному зрелищу тщеты и хаоса, которое являет собой современная истории».

«Бесплодная земля» — опыт создания всеобъемлющего, универсального произведения, вобравшего в себя осколки шедевров мировой гуманитарной культуры. Отсюда нарочитая «мешанина» образов и аллюзий на древние мифы, ветхозаветные и евангельские сюжеты, памятники мировой литературы (в частности, трагедии Эсхила и Шекспира, «Божественную комедию» Данте), использование многих языков (цитаты на французском, итальянском, немецком, санскрите). Подобный принцип универсального монтажного построения поэмы впоследствии был применен Э.Паундом в грандиозной поэме «Cantos».

Отчасти композиционно-смысловая многосложность «Бесплодной земли» призвана эпатировать читателя нарочитой ученостью и зашифрованностью смысла, что потребовало от автора пространных комментариев, занявших едва ли не треть объема текста. Поэма строится как монтаж фрагментов, связанных друг с другом не логически-смысловой, а ассоциативной связью. В итоге возникает нечто вроде литературного иероглифа, значение отдельных элементов которого становится понятным лишь в связи с прочими элементами.

Поэма состоит из пяти неравнозначных по объему и по смыслу фрагментов-частей, которые соединяются в единое целое лишь ассоциативным сближением сквозных образов и мифологических мотивов. Фрагмент «Погребение мертвого» вводит тему современной Европы — безводной засушливой пустыни, усеянной иссохшими костями. Второй фрагмент «Игра в шахматы» заявляет ироническую тему игры как метафоры современной морали. Фрагмент «Огненная проповедь» — парафраза одноименной проповеди Будды о нечистом огне человеческих суетных страстей. Два последних фрагмента «Смерть от воды» и «Что сказал гром» расширяют рамки символического повествования до вневременных масштабов и связывает воедино разрозненные сюжетные темы в амальгаме иудео-христианских и древнеиндийских мифов. Ключевыми мотивами-символами поэмы являются образы стихий: воды, огня, воздуха, света и тьмы, смерти и возрождения и др.

Образ «бесплодной земли» в дальнейшем получил целую серию различных истолкований и перевоплощений, в частности, в символическом ландшафте «долины Шлака» в романе «Великий Гэтсби» Ф.Скотга Фииджералда.

Лит.: Засурский Я. Т.С.Элиот, поэт бесплодной земли // Элиот Т.С. Бесплодная земля. Избранные стихотворения и поэмы. М., 1971

О.А.Алякринский