«БЕГ ВРЕМЕНИ»

«БЕГ ВРЕМЕНИ» — сборник А.А.Ахматовой. Следует различать опубликованный в 1965 г. одно­именный изборник и собственно книгу «Бег време­ни», стихи из которой были опубликованы в этом из­борнике в составе «Седьмой книги». До 1923 г. вы­шло пять стихотворных книг Ахматовой, после чего вплоть до выхода «Бега времени» поэту не удавалось издать новой книги. Книга «Тростник» (стихи 1923— 1940 гг.) под названием «Ива» вышла в 1940 г. только в составе сборника «Из шести книг». Работу над «седьмой книгой», получившей название «Бег вре­мени», Ахматова начала в 1952 г., когда автору была возвращена сданная в издательство в 1946 г. руко­пись книги «Нечет» (стихи 1940—1946 гг.) Вдальнейшем Ахматовой были составлены планы двух книг, «Нечет» и «бег времени», не совпадающих с подцен­зурной, составленной отчасти вопреки авторской во­ле «Седьмой книгой».

Послевоенная лирика Ахматовой отличается осо­бой недосказанностью, загадочностью, отчасти свя­занной с тем, что параллельно автор работал над «Поэмой без героя». В противовес беспрерывно разра­стающейся «Поэме», философская лирика Ахмато­вой тяготеет к лаконичности («Вереница четверости­ший»). В «Бег времени» Ахматова решилась включить ряд не печатавшихся ранее стихов 30-х го­дов, стихи из «Заветной тетради» и цикл «Венок мертвым», публикация которых ранее была невоз­можной. Именно эти циклы и решили судьбу пред­полагаемой книги. В результате название «Бег време­ни» получила не седьмая книга Ахматовой, а сборник 1965 г., включающий в себя в отцензурированном виде все ее книги, в том числе «Седьмую книгу», в которую вошли далеко не все стихи из «Нечета» и «Бега времени». Авторский замысел был восстановлен по автографам лишь в двухтомнике 1996 г.

Сердцевину «Бега времени» составляют стихи цикла «Шиповник цветет. Из сожженной тетради» (1946-1964 гг.), связанные с прошедшими в конце 1945 г. «пятью беседами» с английским историком сэром Исайей Берлином, следствием которых, по мнению Ахматовой, было знаменитое ждановское постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Не менее важен для цикла и мотив «невстречи» с сэром Исайей в 1956 г. Обращаясь к любовной лири­ке, Ахматова рисует роковой поединок, схватку двух достойных соперников, заведомо обреченную в силу разности их возрастного, географического и поли­тического положения. Идентифицируя себя с бро­шенной возлюбленным, погибающей Дидоной, Ах­матова, вдыхает новую жизнь в персонажей «Энеиды» Вергилия, находит силы простить и благословить уехавшего и забывшего о ней Энея («Ты не знаешь, что тебе простили…»).

Начатый в 1921 и завершенный в 1964 г. цикл «Се­верные элегии» развивает важную для Ахматовой те­му жизни поэта на изломе времени, его ответствен­ности за время, в котором довелось жить («Меня, как реку, / Суровая эпоха повернула. / Мне подменили жизнь…»). В замыкающем книгу цикле «Тайны ре­месла» А.А.Ахматова подводит итог своим размыш­лениям о творчестве, об отношении к «святому ре­меслу» поэзии, сложившемуся еще в акмеистиче­ском «Цехе поэтом».

В.А.Куллэ